«Я и сейчас непобедимый!»
09.01.2020 Новость в рубрике: Избранное, Развитие спорта, Спорт в лицах, Спортивные новостиГлавное богатство земли Аксайской – это люди, которыми она славится. Таких людей, к счастью, немало, и хочется, чтобы в знаменательный для нашего города Аксая юбилейный год, в год его 450-летия, о них узнали как можно больше. Живет в нашем городе замечательный человек, истинный сын донской земли, коренной аксайчанин. Всю свою жизнь трудится он на родной аксайской земле, всю жизнь«сеет разумное, доброе, вечное». Всю жизнь… Более семидесяти лет… Он – родоначальник греко-римской борьбы в Аксайском районе, заслуженный тренер Российской Федерации Петр Иванович Ткаченко.
– Петр Иванович, почему вы решили заняться спортом? Когда это случилось?
– В детстве мальчишками мы с удовольствием бегали в кино и по нескольку раз смотрели полюбившиеся фильмы. В нашем народе было заложено, что мы равнялись на героев художественных фильмов. Мы смотрели такие фильмы, как «Чемпион мира», «Ринг за колючей проволокой», «Кольца славы» и многие другие. Посмотрел эти фильмы и отцу покоя не давал тем, что я хочу тренироваться. Это был примерно 1957 год, тогда еще была станица Аксайская, не город, и не было здесь никаких спортивных секций. Только мальчишки на пустырях в футбол гоняли, да и тот не с мячом, а так, какие-нибудь тряпки гоняли. Таким образом, отцу моему не было от меня покоя. Он видел, что я очень хотел заниматься спортом, и меня повез в Ростов. Тогда автобусов еще не было, ездили на перекладных, на грузотакси. В Ростове есть Областной дом физической культуры. Он меня туда привел.
– А почему именно греко-римская борьба?
– Я хотел заниматься спортивной гимнастикой. Случилось это после того, как я посмотрел фильм «Кольца славы». В фойе ОДФК портреты висели, а на портретах чемпион мира Сташкевич, чемпион мира Шатворян, олимпийский чемпион, чемпион мира Николаев. Борцы. Пока отец искал тренера по гимнастике, ко мне подошел пожилой человек. Позже я узнал, что это был тренер по борьбе Борис Макарович Каламкарян. Я сидел и смотрел на эти портреты. Он подошел ко мне и спросил, чего я здесь сижу. Я ответил ему, что жду отца, который пошел искать тренера по спортивной гимнастике. Тут он меня и спросил: «А борьбой хочешь заниматься?» Я на портреты посмотрел, а на них такие красавцы стоят, и я ответил: «Да». Тут подходит отец, и надо ж такому случиться, что тренера по гимнастике он не нашел, его просто не было в это время на работе. Тут я ему и сказал, что буду заниматься борьбой. И вот как влип, так вот с 1957 года и по сей день Петр Иванович в борьбе. Вся жизнь – борьба.
Яков Ефименко, мастер спорта:
– Тренер – это самый главный человек в жизни спортсмена. Он вкладывает душу, время, занимается воспитанием детей. Петр Иванович тренировал меня до поступления в ШОР. Он возил нас на соревнования, готов был сопровождать нас даже на край света. Мне он помог выбрать направление, дал путевку в жизнь. Сейчас я и сам уже много лет работаю тренером и дело свое люблю.
– Значит, вам повезло с тренерами?
– Конечно! Моими тренерами были Каламкарян Борис Макарович, Степанян Карп Степанович. А в школе меня учила Галина Михайловна Грекова, моя учительница физкультуры, замечательнейшая, лучшая. Отец ее был знаменитый борец, Греков, он был учеником Поддубного, они тренировались вместе. Но в это время я сочетал уже учебу с борьбой. Сначала я ходил на тренировки три раза в неделю, а потом каждый день.
– Как же вы добирались, ведь транспорта не было, а путь неблизкий?
– Иной раз я на велосипеде ездил туда. Через Александровку. Для меня это было недалеко: Александровка, Нахичевань, Ростов, до Крепостного. Там и находится Областной дом физической культуры…
Вот что значит личная мотивация и любовь к делу, которым занимаешься! Петр Иванович достиг больших успехов, и только досадные обстоятельства, о которых он не любит вспоминать, не позволили ему продолжить свою спортивную карьеру и стать участником Олимпийских игр.
– Вы сразу решили поступать в институт, когда закончили карьеру спортсмена?
– Нет, не сразу, не сразу. Был перерыв небольшой. Была травма, психологическая травма. А когда я вернулся, то понял, что много потерял времени. И стал себя реализовывать в тренерском деле. Закончил Ростовский педагогический институт по специальности «Учитель физкультуры». Учитель физкультуры может работать и учителем, и тренером. Но еще до института я работал физкультурником на производстве. Там я вел команду футбола. Ну, а с семидесятых годов занимался тренерской работой. И преподавал борьбу в том самом спортивном зале, что на улице Шевченко. Этому залу уже более полувека, его построили еще колхозники, когда Аксай был станицей. Когда только начинал свою тренерскую деятельность, еще в старом зале на Шевченко, где не было даже ковра, я нашел этот зал. Он тогда был заброшенным, мы привели его в порядок. Вот с 1980 года я работаю в этом зале.
– Каким должен быть борец?
– Борец должен быть сильным, как борец, выносливым, как лыжник, быстрым, как фехтовальщик, смелым, как боксер, и умным, как шахматист. Мозги надо иметь. Есть такая поговорка «Сила есть – ума не надо». Я не согласен. К спортсменам это не относится. Вот, например, Александр Карелин. Ведь он умнейший человек. Из борцовской среды вышло много профессоров, кандидатов наук. В спорте будет успешен тот, кто хорошо учится в школе.
Николай Монов, мастер спорта международного класса:
– Ученики – это продолжение своего учителя, если нет учителя – нет учеников. Родник есть – есть река, река есть – есть море, есть море – есть океан. Мы – продолжатели традиций наших тренеров, их школы, их отношения к делу, их профессионализма, любви к Родине и всего остального. За минуту обо всем не расскажешь. Вся жизнь спортивная – это же не только тренировки, а формирование личности в целом. Вот что такое тренер в жизни человека.
– Легко ли быть тренером, первым тренером? Почему вы остались тренером начального звена и не стали тренировать подающих надежды?
– Быть тренером сборной России и быть первым тренером – это большая-большая разница. Быть первым тренером – это превыше всего. А когда готового спортсмена уже отобрали в училище олимпийского резерва, ведь туда отбирают лучших, его только веди, развивай. Один великий тренер сказал так: «Основная задача тренера – любить и ценить детей и, самое главное, не мешать развиваться». В единоборствах, а в борьбе тем более, очень трудно мастера воспитать. Обучение борьбе делится на подгруппы: начальная, учебно-тренировочная, группы спортивного совершенствования и высшего спортивного совершенствования. К сожалению, до группы спортивного совершенствования мы их не можем довести, ведь эти группы можно формировать из подростков, которым по 17 лет, а в этом возрасте они уже являются выпускниками, и мы их должны передать в училище олимпийского резерва. Мы поставлены в такие рамки. А мне в свое время за моих учеников приходилось и в школу ходить, и прощения просить… В тяжелые 90-е годы я вынужден был находить спонсоров, меценатов, чтобы свозить мальчишек на соревнования. Возил их на своей машине, ничего не требуя с родителей.
– За столько лет преподавания вы, наверняка, выработали собственную систему воспитания спортсмена?
– У каждого тренера, считающего себя профессионалом, должна быть выработана своя система. Каждый тренер выводит какую-то свою концепцию. Очень много зависит от тренера, от его воспитательной работы. Все дети – они лучшие для своих родителей, а задача тренера – это понимать. Поэтому основная задача тренера – сделать прививку ребенку, чтобы он полюбил этот вид спорта, чтобы приходил сюда по доброй воле, а не под давлением со стороны. Чувствуешь, что ребенку тяжело, дай ему передохнуть, дай ему восстановиться. Нужно быть психологом, нужно понимать, где дать нагрузку, где не надо. Тренер – это как врач. Борьба – это наука.
– Что вы считаете основной своей задачей, как человека, от которого во многом зависит будущее детей?
– Задача основная – воспитать человека, мужчину. Каждый хочет быть сильным, ловким, быстрым и выносливым, каждый хочет быть непобедимым. Надо к этому стремиться. А уж будет он чемпионом или не будет – это вторично. Если в нем заложено, он станет успешным спортсменом. Тренер не должен заставлять и выжимать из ребенка последние силы, чтобы он потом даже смотреть на этот спорт не хотел. Нужно уметь заинтересовать ребят, чтобы, даже когда они станут взрослыми, они не в пивную в свободное время шли, а в спортзал и продолжали там заниматься, бороться на уровне мастеров, для себя.
– На каком уровне сейчас находится греко-римская борьба в нашем городе?
– Чтобы описать уровень, нужно понимать, что в борьбе обязательны гибкость, ловкость, быстрота, сила, выносливость. К тому же, ты работаешь не только сам с собой, но и с соперником. Если в любом другом спорте норматив мастера спорта можно выполнить до 15 лет, то в борьбе нормативы мастера можно выполнить только к 20 годам, а некоторые и на третьем десятке выполняют его, потому что это трудный и довольно травмоопасный вид спорта. Если борьбой заниматься основательно, чтобы достичь серьезных успехов, должна быть внутренняя потребность.
– Петр Иванович, вы ведь достигли больших успехов на тренерском поприще. За эти годы воспитали более десяти мастеров спорта, одного мастера спорта международного класса. Трое из них продолжают дело своего учителя. Расскажите о них.
– Да, действительно, трое моих воспитанников сейчас занимаются тренерской работой в Аксае. Это мастера спорта Сергей Юрьевич Кондрашин и Яков Алексеевич Ефименко. И Николай Алексеевич Монов, мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта, тренер молодежной сборной России по греко-римской борьбе. Он с медалью закончил школу и борьбой занимался с медалями. Все успевал делать.
Сергей Кондрашин, самый молодой из последователей тренера мастер спорта:
– Меня к Петру Ивановичу привела мама. Мне было уже одиннадцать лет. Сам я был спортивный, энергичный, и взрослые решили, что пора мне заняться спортом серьезно. Тогда в Аксае мало было видов спорта: велоспорт, бокс и борьба. Когда я увидел Петра Ивановича, сомнений у меня не осталось. Мне он казался Гераклом. Он подтягивался на турнике 30 раз! Я пришел на первую тренировку. Тогда как раз тренировался Яков Ефименко, он старше. Мне показали, и я загорелся. С тех пор, с 1996 года, я хожу в этот зал и занимаюсь борьбой. Когда мы повзрослели, Петр Иванович стал отправлять нас в Ростов, на спарринги, чтобы мы развивались. Никто и подумать не мог, что я стану тренером. Но Петр Иванович уже тогда, когда мне было лет 15 – 16, говорил моим родителям, что подрастает его смена. С тех пор я иду по его стопам. Теперь я уже много лет сам проработал тренером, но для меня он навсегда останется человеком с большой буквы, который сыграл очень важную роль в моей жизни. И тренером я стал только благодаря Петру Ивановичу. Теперь его тренерский принцип о том, что ребенок спортсменом может не быть, но человеком стать обязан, стал и моим принципом.
– Петр Иванович, расскажите о своей семье. Разделяют ли ваши близкие любовь к борьбе?
– Ну что семья… У меня два сына. Младший, Олег Петрович, занимался борьбой, пошел по моим стопам. Он десять лет проработал тренером по борьбе. Ну и, естественно, жена, Любовь Сергеевна, которую я до сих пор люблю. Она всегда поддерживала меня в профессиональной деятельности.
Да, Петр Иванович, действительно, выдающийся тренер. Но, как и многие талантливые люди, он талантлив и во многом другом. Тем, кто сталкивается с ним близко, известно, что он пишет замечательные стихи, причем не только о своем любимом виде спорта, но и любовную лирику. «Стихи – это концентрация мысли человеческой. В стихах можно быстрее выразить свою мысль», – так говорит он о своем необычном хобби.
«В советское время я горел со своими детьми как пламя олимпийское, чувствовался потенциал. Своим ученикам я старался дать все. Я дал им мастерство, помогал получить образование, в том числе и в училище олимпийского резерва, возил на сборы на своей машине, помогал обрести собственное жилье. Не жалел для них ни времени, ни сил. В дальнейшем они ездили по соревнованиям, защищали честь страны. Тогда мы боролись за флаг, за медали и ордена, а не за деньги. Воспитанников было так много, что всех я уже и вспомнить не могу. Часто бывает так, что я иду по Аксаю, с кем-то разговариваю, и вдруг со стороны: «Петр Иванович, здравствуйте!» Оглядываюсь и вижу незнакомого немолодого человека. И тут выясняется, что я его тренировал!» – рассказывает тренер, вспоминая своих воспитанников прошлых лет.
«Я добился всего, чего хотел. Я и сейчас непобедимый», – подытожил Петр Иванович наш долгий разговор. И добавить к этому нечего.
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!